Несколько лет назад компания Atomic поставила себе задачу о разработке новой технологии безмазевых лыж, которая включает в себя простоту использования и быстрое скольжение по лыжне. Спустя некоторое время была создана гоночная технология держания при отталкивании без необходимости использования мазей - Skintec. Благодаря этому изобретению компания Atomic в 2011 году первой начинает производство гоночных лыж Skintec с использованием сменного модуля. В течение последних двух лет было сконструировано и введено в производство множество лыж Skintec для удовлетворения запросов лыжников любого уровня.
Технология Skintec максимально облегчает уход за лыжами, в результате вы можете уделять больше времени тренировкам и меньше подготовке лыж. Держащие элементы со специальным материалом Mohair обеспечивают отличное сцепление и скольжение вне зависимости от состояния снега и температуры. Более того, это единственная профессиональная безмазевая технология, позволяющая использовать сменные держащие элементы — более широкие для мощного отталкивания и более узкие для быстрого скольжения. Замена элементов занимает считанные секунды. Технология позволяет обеспечить качественное отталкивание и оптимизировать скорость, с учетом отсутствия прилипания грязи во время использования.
На данный момент компания Atomic выпускает следующие модели классических лыж с технологией Skintec:
Качество скольжения лыж определяет скорость движения лыжника и оказывает значительное влияние на его результат, идет ли речь о горных или беговых лыжах. Борьба за улучшения качества скольжения всегда носила принципиальный характер, особенно на соревнованиях мирового уровня. По сути она давно уже превратилась в отдельное (предстартовое) соревнование между сервисными бригадами. Отзывы сервисменов и самих лыжников-гонщиков о качестве скольжения в тех или иных условиях служили и продолжают служить наиболее ценной информацией для разработчиков лыжных мазей.
К настоящему времени разработчики лыжной смазки, используя достижения современной химии и инновационные технологии (в том числе и нано-технологии), достигли совершенства в производстве своей продукции, так что дальнейшее улучшение качества скольжения за счет усовершенствования мазей скольжения на молекулярном уровне (прежде всего, речь идет о фторуглеродной смазке), становится все более проблематичным. Зато все большее значение придается теперь гораздо менее изученным с научной точки зрения факторам, и, в первую очередь, так называемой структуре скользящей поверхности.
Давайте вместе попробуем разобраться в этом вопросе. Прежде всего, освежим в памяти те факты, которые достаточно известны, общепризнанны, и не вызывают сомнений.
При движении скользящей поверхности лыжи по снегу, она разогревается вследствие трения о снежные кристаллы. В результате снег плавится и возникает тонкая пленка воды. Благодаря этому лыжа хорошо скользит.
Но все хорошо в разумных пределах. В очень холодную погоду при сухом снеге водяная прослойка может оказаться слишком тонкой, в этом случае она не обеспечит хорошее скольжение. Напротив, в теплую погоду и при влажном снеге воды образуется слишком много, возникает так называемый «подсос», и сила сопротивления увеличивается, а скорость скольжения уменьшается.
Для того чтобы нейтрализовать это явление, на скользящую поверхность лыжи наносится так называемая «структура» - система бороздок, чем-то напоминающая канавки на автомобильных покрышках. Они способствуют отводу излишней воды, уменьшая тем самым тормозящее действие «подсоса».
В общих чертах для холодной погоды и сухого снега расстояние между бороздками структуры должно составлять 0.5 мм и менее, для более теплого и влажного снега — от 0,75 мм и более. Другая формулировка этого правила состоит в том, что расстояние между бороздками структуры не должно превышать половины линейного размера снежного кристалла, чтобы предотвратить «забивание» бороздок снегом.
По мнению сервисменов мирового уровня влияние правильно подобранной структуры на качество скольжения выше, чем влияние подбора правильной мази. Гоночные лыжи с черным (графитосодержащим) полиэтиленом требуют меньшей глубины бороздок структуры по сравнению с лыжами с бесцветным пластиком, поскольку черный пластик при скольжении выделяет меньше тепловой энергии. К этому следует добавить, что высокофтористые мази скольжения лучше «работают» на более тонкой структуре, поскольку они лучше «отталкивают» воду и не нуждаются в особо глубоких бороздках для ее отвода.
Гоночные лыжи, поступающие в продажу, как правило, имеют фабричную структуру различного уровня агрессивности в зависимости от их назначения (имеется в виду разделение на «холодные» и «теплые» лыжи). Они лучшим образом приспособлены именно к тем условиям, для которых предназначены, поэтому при покупке лыж следует учитывать климатические особенности того региона, в котором вы проживаете или собираетесь кататься на лыжах.
Если вас не устраивает структура, нанесенная на фабрике, или она подверглась значительному износу, ситуацию можно исправить двумя путями. Первый — это нанесение так называемой «ручной» структуры с помощью специальных инструментов — ручных накаток. Второй путь — нанесение структуры машинным способом на шлифовальных станках, получивших обиходное название «штайншлифт», что с немецкого можно примерно перевести как «шлифовка с помощью наждачного камня».
Структура, нанесенная с помощью ручных накаток, держится недолго, поскольку материал скользящей поверхности — полиэтилен UHMW (Ultra-high molecular weight polyethylene) — это достаточно эластичный материал, который при температуре около 100 градусов и выше стремится вернуться к своей первоначальной форме. Это значит, что при каждой последующей подготовке лыж с помощью утюга бороздки от накаток практически исчезают. Следует также учесть, что базовая фабричная структура не исчезает полностью при использовании накаток. Это означает, что приспособить «холодные» лыжи к теплой погоде (и наоборот) с помощью накаток довольно проблематично. Это относится в первую очередь к ручным накаткам с вращающимися резцами, которые «выдавливают» сравнительно неглубокий рисунок на скользящей поверхности. Накатки с фиксированным резцом «прорезают» бороздки, которые держатся дольше, но все равно исчезают через некоторое время. К тому же следует отметить, что резцы накаток затупляются довольно быстро (после обработки 10-15 пар лыж) и требуют заточки или замены.
Более радикальным и эффективным способом обновления структуры на скользящей поверхности является обработка лыж на специальных шлифовальных станках (штайншлифтах). Основные преимущества этого процесса таковы:
Однако следует учитывать тот факт, что сервис-центры, оказывающие подобные услуги, зачастую имеют дело в основном с горными лыжами и сноубордами. При обработке лыж и сноубордов с металлическими кантами обычно делают 5-6 проходов для выравнивания скользящей поверхности, а затем еще 3-4 прохода для нанесения структуры. При этом абразивный камень оказывает достаточно большое давление на скользящую поверхность лыжи или сноуборда. Металлические канты препятствуют снятию слишком большого слоя полиэтилена, поэтому такая обработка не представляет для них особой опасности.
Совсем иначе обстоит дело с беговыми лыжами. У них нет металлических кантов, а слой скользящего пластика несколько тоньше. Их обработка должна проводиться с особой осторожностью, при меньшем давлении абразивного камня на скользящую поверхность и, как правило, меньшем количестве проходов. В противном случае ваши лыжи могут быть безнадежно испорчены. Поэтому, прежде чем воспользоваться услугами того или иного сервис-центра, соберите все возможные сведения о его специализации и репутации.
Нанесение структуры машинным способом — это достаточно редко проводимая операция. Хотя, по сути, она не сильно дороже, чем подготовка лыж с помощью фторуглеродных порошков и ускорителей, но ее нельзя проводить слишком часто из-за износа пластика в данном процессе. Поэтому желательно принять меры к тому, чтобы эта структура сохранялась как можно дольше. Прежде всего, следует бороться с окислением скользящей поверхности, поскольку окислившийся (точнее говоря, потерявший изначальную твердость) пластик необходимо удалить путем циклевки, а это влечет за собой и удаление структуры. Поэтому необходимо тщательно следить за состоянием скользящей поверхности, не допуская ее высыхания. Своевременно обрабатывайте скользящую поверхность парафином, удаляйте старую смазку скольжения только «горячим» способом, заливайте пластик транспортировочным парафином при хранении и перевозке лыж — вот основные правила ухода за лыжами, которые необходимо строго соблюдать.
При появлении царапин не спешите «лечить» их с помощью ремонтных свечек. Мелкая царапина значительно меньше влияет на скольжение, чем большая заплатка.
Еще одним важным преимуществом машинной структуры является форма и глубина бороздок. Это особенно важно при нанесении структур типа «елочка», состоящих из отдельных коротких бороздок, расположенных в диагональном направлении. Режущие абразивные камни с нанесенным рисунком позволяют прорезать довольно тонкие и глубокие бороздки, которые не будут забиваться снегом при скольжении. Эти полости служат как «карманы» для воздуха, который и предотвращает торможение за счет «подсоса». Ручные накатки воспроизводят такие бороздки, у которых глубина нарастает постепенно. Они легко забиваются снегом и теряют свою эффективность.
Очень важным моментом является качественная обработка скользящей поверхности после нанесения структуры на станке «штайншлифт». После такой обработки на скользящей поверхности, которая на первый взгляд может показаться идеальной, остается большое количество ворсинок и частиц пластика. Для их удаления следует осторожно, без большого нажима (чтобы не повредить нанесенную структуру) обработать скользящую поверхность острой металлической циклей, а потом фибертексом. Затем несколько раз провести горячую очистку с помощью легкоплавкого парафина, снимаемого в теплом состоянии. Окончательную очистку лучше проводить с помощью тугоплавкого («холодного») парафина, который при снятии его скребком будет «откалываться» от скользящей поверхности вместе с ворсинками. Окончательную доводку лыж (так называемую «откатку») можно провести единственно правильным естественным способом — на них нужно проехать несколько десятков километров, при этом качество скольжения будет улучшаться с каждым пройденным километром.
Существует большое количество типов структур, различающихся по форме и глубине бороздок, а также расстоянию между ними. Их влияние на скольжение до сих пор не изучено с научной точки зрения, поэтому лыжники и специалисты лыжного сервиса полагаются на свой опыт и интуицию. При выборе структуры полагайтесь на собственный опыт или доверьтесь надежным проверенным в деле специалистам.
Некоторые разновидности структур, наносимых на станке «штайншлифт» представлены на рисунках ниже.
Кроссовки с металлическими шипами часто сокращенно называют шиповки. В них бегают легкоатлеты, ориентировщики и трейлраннеры. Но надо понимать, что в каждом из этих видов спорта используются совершенно разные типы обуви. Как в этом разобраться и определиться, какие шиповки вам, и нужны ли вообще, вы узнаете из этой статьи.
Внешний вид и цвет товара может отличаться от представленного на сайте изображения. Несовпадение внешнего вида и комплектности реального товара с фотографиями и описанием на сайте не является показателем ненадлежащего качества товара.
Ждем вас по новому адресу Стремянная, 2, Спортивная линия переехала с Литейного, 51!