Использование современных композитных материалов вместо древесины значительно упростило и удешевило уход за инвентарем в таком виде спорта как гребля. Напротив, в лыжном спорте переход от деревянных к пластиковым лыжам привел к заметному увеличению стоимости, трудоемкости и временных затрат при подготовке лыж и уходу за ними. Если на Олимпиаде 1972 года средняя стоимость подготовки пары лыж составляла около 1 доллара при затратах времени на уровне 15-30 минут, то в настоящее время на подготовку пары лыж уходит несколько часов, а материальные затраты возросли в несколько сот раз.

Одним из способов недорогой, но качественной обработки лыж и получения наилучшего состояния скользящей поверхности лыжи является ручная циклевка высококачественным острым инструментом. В отличии от поверхности обработанной штайншлифом, циклеванная поверхность имеет значительно меньше количество заусенцев и ворсинок, увеличивающих трение.

скользящая поверхность обработанная машинным способом (штайншлиф) поверхность циклеванная вручную

Скользящая поверхность лыжи, обработанная машинным способом  (штайншлиф)

Скользящая поверхность лыжи, циклеванная вручную

 

 

 

 

На фотографиях скользящей поверхности с большим увеличением видно, что после машинной обработки (штайншлифа) скользящая поверхность имеет большое количество заусенцев и ворсинок. Поверхность обработанная острой циклей ручным способом более гладкая, и имеет более регулярную структуру — расположение микроскопических продольных канавок и бороздок.

Долгое время приобрести качественную циклю для подготовки лыж в продаже было не возможно. Крупные производители инструментов и смазочных материалов не выпускают в свободную продажу высококачественные цикли. Специалисты по смазке лыж использовали для этих целей инструмент штучно изготавливаемый на заводах бывшего ВПК или сделанных в кустарных условиях. К сожалению вся подобная продукция отличается большим разбросом характеристик. Как правило каждый образец был изготовлен из индивидуальной марки стали и имел индивидуальную заточку. С недавнего времени шведская фирма Kuzmin начала поточное производство высококачественных циклей для ручной подготовки лыж.

Цикля Kuzmin
Цикля Kuzmin
Цикля Kuzmin

Цикли Kuzmin™ производятся на промышленном оборудовании из высококачественного сорта стали HSS, рабочая кромка цикли заточена строго под определенным углом и имеет определенную структуру рабочей поверхности.

рабочая грань цикли

На приведенных здесь фотоснимках можно увидеть рабочие грани цикли KUZMIN™ при многократном увеличении. Хорошо просматриваются регулярно расположенные бороздки различной глубины, которые при обработке лыжи «отпечатываются» на скользящей поверхности. При обработке лыж такой циклей на скользящей поверхности создаются микроструктуры — бороздки и канавки, за счет малозаметных невооруженным глазом регулярно расположенных неровностей на острой грани резца.

Цикли Kuzmin выпускаются в трех вариантах:

  • для теплой погоды - предназначена для подготовки лыж при температуре от +3° и выше. Лучше всего подходит для первичной обработки лыж.
  • умеренной - предназначена для подготовки лыж при температуре от +2° до -8°
  • холодной погоды - цикля предназначенная для создания наиболее гладкой поверхности, эффективна при температуре от -8°C

Варианты различаются углом заточки инструмента и рисунком, наносимым на поверхность лыжи.

Ручная циклевка лыжПрименение цикли KUZMIN

  • Перед циклевкой скользящая и боковые поверхности лыжи должны быть тщательно очищены от остатков мази и парафинов с помощью смывки-растворителя.
  • Лыжа должна быть надежно зафиксирована на лыжном станке-профиле, малейшая подвижность лыжи или станка-профиля могут привести к фатальному повреждению скользящей поверхности.
  • Циклевка должна производится двумя руками с равномерным несильным нажимом.
  • Завершите обработку, когда поверхность станет ровной и гладкой. При первой обработке необходимо затратить по 20-25 минут на каждую лыжу, чтобы полностью избавиться от остатков структуры. При повторной обработке достаточно трех-четырех проходов.
  • Удалите заусенцы с боковин, используя ту же самую циклю.
  • Для улучшения скольжения обработайте чистую скользящую поверхность тонкой металлической щеткой.
  • Обрабатывайте лыжи после каждых пройденных 50-500 км (в зависимости от состояния снега).
  • При необходимости в теплую погоду и при влажном снеге поверх этой микроструктуры может быть нанесена дополнительная структура с помощью ручных накаток.

Полезная информация

стружка при циклевке лыжПри обработке лыжи образуется большое количество стружки. Однако, это, в основном, воздух. При первичной обработке толщина снятого слоя полиэтилена составляет не более 35 микрон, а при последующих обработках -всего около 1 микрона. Таким образом, лыжа может выдержать до нескольких сотен обработок.

При обработке классических лыж необходимо снять всю смазку, в том числе и мазь держания, и обработать скользящую поверхность циклей по всей длине, включая зону держания.

Внимание! т.к. циклевка лыж — работа, требующая высокой точности, качественная циклевка возможна только надежно закрепленной лыжи при хорошем освещении.

Подготовка лыж без мазей скольжения

Специалист в области лыжного спорта, Леонид Кузьмин, проживающий в настоящее время в Швеции, защитил кандидатскую диссертацию, посвященную исследованиям в области теории скольжения лыж, в частности, проблеме уменьшения трения скольжения между лыжей и снегом. Результаты его исследований можно назвать сенсационными, недаром они вызвали бурную дискуссию в лыжном мире.

Наиболее важные результаты исследований во многом опровергают традиционную концепцию подготовки лыж, основанную в большей мере на маркетинговых интересах, чем на научно доказанных фактах.

Опираясь на элементарные знания на уровне школьной программы и простую логику, Леонид утверждает, что скользящая поверхность современных беговых лыж, изготовленная из полиэтилена со сверхвысоким молекулярным весом (UHMWPE), не имеет пор, в которые могли бы проникать достаточно громоздкие молекулы парафина. Если бы скользящая поверхность могла впитывать молекулы парафина, она с еще большим успехом впитывала бы в себя и сравнительно небольшие молекулы воды, становясь тем самым подобной обычной губке.

В действительности же вся смазка скольжения, наносимая традиционным «горячим» способом, остается на скользящей поверхности в виде слоя толщиной несколько микрон, сколько бы мази ни было затрачено при подготовке лыж. Более того, ни одна из современных мазей, включая фторуглеродную смазку, не обеспечивает меньшего коэффициента трения скольжения, чем идеально обработанная поверхность полиэтилена UHMWPE, который к тому же, обладает в десять раз большей устойчивостью к истиранию, чем особо прочная углеродистая сталь. Таким образом, Леонид пришел к выводу, что нет лучшего способа подготовки лыж, чем циклевка скользящей поверхности и доведение ее до идеально ровного состояния.

зависимость твердости материалов от температурыНа приведенном здесь графике показано, как изменяется твердость под действием температуры.

При понижении температуры от 0 до - 20°С твердость льда (или снежных кристаллов) возрастает в несколько раз и практически сравнивается в твердостью высокомолекулярного полиэтилена, используемого в качестве скользящей поверхности. Здесь же можно увидеть, что твердость парафинового слоя увеличивается незначительно.

При холодной погоде даже самые твердые смазки скольжения значительно мягче, чем полиэтилен скользящей поверхности, и, соответственно, мягче кристаллов снега. Это позволяет придти к выводу, что в морозную погоду лыжи, подготовленные традиционным способом, будут скользить хуже, чем тщательно отциклеванные лыжи.

Ниже приводятся выдержки из интервью Леонида Кузьмина, опубликованного в ноябре 2006 года в журнале Nordic Ultratune Newsletter. В нем приводятся ответы на типичные вопросы и возражения оппонентов, придерживающихся традиционных взглядов на процесс подготовки лыж.

  • Вы утверждаете, что водоотталкивающие свойства скользящей поверхности с нанесенной структурой ниже, чем у поверхности без структуры?
    Л.К.: Если Вы внимательно прочтете тезисы моей кандидатской диссертации, то убедитесь в том, что в них отсутствуют такие термины как «поверхность со структурой» и «поверхность без структуры». Мой оппонент Марк Вахтер (Mark Waechter), скорее всего, подразумевает под первым лыжи, прошедшие через «штайншлифт», а под вторым – гладко отциклеванные лыжи. Он утверждает, что гидрофобные свойства скользящей поверхности (выраженные как угол между выпуклой «линзой» капли воды и горизонтально расположенной поверхностью) не коррелируют со скоростью скольжения лыжи. Это фундаментальная ошибка. Взаимосвязь гидрофобности скользящей поверхности и скорости скольжения лыжи доказана научными исследованиями.
  • Ваш оппонент также считает, что «машинная структура» позволяет уменьшить роль такого фактора, как «вязкое трение смоченных поверхностей» (то есть, так называемого «подсоса воды»), неизбежное в случае идеально гладкой отциклеванной поверхности.
    Отциклеванная с помощью цикли KUZMIN™ поверхность не является идеально гладкой. Более того, поверхность лыж с «машинной структурой» (в сравнительном эксперименте использовались лыжи, подготовленные одним из ведущих мировых экспертов Ларсом Свенссоном на станке Tazzari RP13.2) более ровная, чем поверхность отциклеванных лыж. С помощью цикли KUZMIN™ создается гладкая, твердая полированная поверхность с регулярно расположенными микробороздками (см. приведенную выше иллюстрацию). Если этого недостаточно (например, в теплую погоду на мокром снегу), можно нанести дополнительную структуру с помощью накаток-риллеров.
  • Вы являетесь противником «машинной структуры», считая ее бесполезной?
    Да, на мой взгляд, это так. Наиболее важным результатом наших исследований следует считать доказательство такого факта, что для улучшения скольжения лыжи по снегу не нужна искусственная смазка, если в процессе скольжения образуется естественная «водяная» смазка. Для хорошего скольжения необходима гладкая и твердая поверхность с оптимальными водо- и грязеотталкивающими свойствами. Всеми этим свойствами в полной мере обладает полиэтилен UHMWPE. Обработка лыжи на станке «штайншлифт» лишь ухудшает эти свойства.

 

Цикли KUZMIN можно найти в соответствующем разделе нашего каталога.

Внешний вид и цвет товара может отличаться от представленного на сайте изображения. Несовпадение внешнего вида и комплектности реального товара с фотографиями и описанием на сайте не является показателем ненадлежащего качества товара.

Ждем вас по новому адресу Стремянная, 2, Спортивная линия переехала с Литейного, 51!

Размеры обуви и одежды

Акции и распродажи

Вакансии